Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Боевая культура славян

Статьи » Боевая культура славян

Страница 3

Мифическим зачинателем русской кулачной школы следует считать новгородца Василия Буслаева. Именно он возник в русской эпической поэзии как сложившийся мастер кулачной драки. Конечно, кулачный бой на Руси существовал и до него, но ни один персонаж так не вдохновил сказителей.

Под славным великим Ново-городом,

По славному по озеру по Ильменю

Плавь – плавает сер селезень,

Ярым гоголем поныривает;

А плавь - плавает червлен корабль

Молодого Василия Буслаевича…

В результате исследований выяснилось, что Василий Буслаев – подлинное историческое лицо, а его школа кулачного боя восходит к эпохе Ярослава Мудрого» (А. Белов. Кулачное дело на великой Руси.) Сегодня уже сложно сказать, что это была за школа. Достоверно известно лишь то, что новгородцы мастерски били ногами («А иной дурак зашел с носка, его по уху оплел…»), дрались на Волховском мосту, а, нанося удары руками, активно использовали предплечье – «удар в полруки».

Достоверно известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трёх формах. Это были бои «сам на сам» (один на один), бои «стенка на стенку» и бои сцепные («сцеплялка-свалка». Вероятно, самым древним видом массового кулачного боя следует считать «сцеплялку-свалку». Существует много названий этой забавы, в основном локального характера: сцепной бой, свалка врассыпную, свалочный бой, сцепельная схватка. Ещё одно название, которое дожило до конца ХХ века в детской игре, - «куча-мала». Сравнительный анализ этого вида кулачного боя позволяет выделить ещё одну его разновидность, а именно «бой толпа на толпу» из-за того, что представлял он собой противодействие двух партий бойцов, которые бились без соблюдения строя, врассыпную. Задачей этого вида боя было обратить в бегство противника.

Бои «стенка на стенку» проходили, как правило, в зимнее время. Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчишки, за ними юноши и неженатые парни, а после ставилась и взрослая стенка. Сами бои назначались в определённый день, закликалы ходили по домам и сманивали в свою сторону бойцов. По правилам, та стенка считалась проигравшей, которая первая проигрывала «поле», ту территорию, на которой можно было вести бой. Для победы нужно было загнать врага за границу поля, это всё равно, что захватить вражеское знамя.

Интересно, что в связи с системой правового регулирования, известной как «русская правда», в России более 600 лет существовала практика судебных боев. Когда дело не уяснялось допросом, и обе стороны представляли равносильные доказательства, ответчик или истец говорил: «поручаю себя правде божьей и прошу поля». Досудившиеся до поля могли вместо себя выставлять драться наёмных бойцов. И тот, чей боец оказывался побеждённым, тотчас объявлялся виноватым и сажался в тюрьму. Таким образом, много веков существовала целая социальная прослойка профессиональных бойцов, «продававших свой кулак». Особенно хорошо известно о такой слободе в Великом Новгороде. По словам А. Белова, ему довелось беседовать с человеком, чей родственник даже во времена царствования последнего русского императора дрался «на заклад» и никаким другим трудом не промышлял.

В настоящее время существует несколько школ занимающихся реконструкцией русских боевых систем: славяно-горицкая борьба, тверская буза, питерская школа кулачного боя.

Страницы: 1 2 3 

Прочее на сайте:

История Горицкого монастыря
Воскресенский Горицкий девичий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала мес ...

Цивилизация динамического типа
К динамическим цивилизациям относят социальные саморегулирующиеся организмы, которые имеют возможность взаимодействовать не только с оригинальным опытом собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу относ ...

Анимизм
Переходя к культурным народам, мы можем указать сиамцев как пример народа, который принимает, что душа состоит из тонкого вещества, недоступного зрению и осязанию или как бы связанного с быстро дви­жущимся воздушным телом. В классическом ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru