Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Биография Майи Плисецкой

Статьи » Биография и творческая деятельность Майи Плисецкой » Биография Майи Плисецкой

Страница 4

Ее прыжки и головокружительные исполнения поддержек, казалось, находились за пределами возможного.

Бесспорными удачами стали пришедшиеся также на 1950 год выступления в оперных спектаклях: в партии Персидки в «Хованщине» М.П. Мусоргского (танцы ставил С.Г. Корень с учетом того, что главную Персидку будет танцевать именно Плисецкая) и в партии Вакханки в «Фаусте» Ш. Гуно («Вальпургиева ночь» в постановке Л.М. Лавровского). В 1951 году отмечалось 175-летие со дня основания Большого театра. Как и положено в таких случаях, артистам щедро раздавали звания. Майя Плисецкая стала Заслуженной артисткой РСФСР.

В 1954 году в Большом театре прошла премьера балета «Сказ о каменном цветке» С.С. Прокофьева в постановке Л.М. Лавровского – Плисецкая исполнила партию Хозяйки Медной горы. Эту же роль она исполняла и в другой версии балета (московская премьера «Каменного цветка» Ю.Н. Григоровича состоялась в 59-м). В 55-м году Л.В. Якобсон поставил на сцене филиала Большого театра балет «Шурале» Ф.З. Яруллина. Плисецкой, занятой в партии Сюимбике, пришлось вновь, только уже совсем на ином пластическом материале, продемонстрировать свое умение превращаться из девушки в птицу. В 56-м в репертуаре Большого театра появился балет «Лауренсия» А.А. Крейна (на сюжет пьесы Лопе де Вега «Овечий источник»). Плисецкая полюбила Испанию еще до того, как побывала в этой стране, благодаря испанскому танцу, который ей очень нравился с детства. Балетмейстер В.М. Чабукиани, предложивший Майе Плисецкой роль главной героини, дал ей возможность сполна насладиться виртуознейшим танцем, пусть и вполне классическим, но уже с испанским характером. В 1956 году Майя Плисецкая поднялась еще на одну ступень иерархической артистической лестницы – ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР.

В 1961 году в репертуар Майи Плисецкой вошел балет «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева в постановке Л.М. Лавровского. Некоторые считали, что роль Джульетты не совсем «ее», и потому Плисецкая тем более стремилась себя в ней попробовать. Ей всегда нравилось разрушать стереотипы.

Плисецкой довелось участвовать в трех постановках балета «Спартак» А.И. Хачатуряна, осуществленных на сцене Большого театра. В 1958 году впервые увидела свет рампы версия И.А. Моисеева – Плисецкая танцевала Эгину. В 62-м состоялась премьера балета в постановке Л.В. Якобсона, решившего предложить Плисецкой роль Фригии. На первый взгляд, мало танцевальный, а на самом деле танцевальный насквозь, балет словно оживлял фризы древнегреческих и римских храмов. Вдохновение Якобсона нередко находило себе опору в других пластических искусствах. Видимо, в том числе и поэтому они с Майей Плисецкой ощущали друг друга родственными душами. Плисецкая всегда любила скульптуру. «Если архитектура – застывшая музыка, то скульптура – застывший танец, – говорит она, – во всяком случае, застывшее движение. И я всегда могу представить, каким оно было до того мгновения, когда его “поймал” скульптор, и каким будет после». В 1971 году она исполнила роль Эгины в спектакле Ю.Н. Григоровича.

В 1963 году Ю.Н. Григорович (через год он станет главным балетмейстером Большого театра) осуществил постановку балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского (новая композиция и редакция по М.И. Петипа). Плисецкая танцевала Аврору – еще одну партию, которую можно причислить к ее выдающимся достижениям. (Впервые она исполнила эту роль в 52-м.) «Спящая красавица», одна из вершин классического балета, требует от исполнительниц главной партии виртуозного мастерства и владения «большим стилем». Плисецкая отличалась и тем, и другим в полной мере. В 60-х годах Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевского дворца съездов (ныне – Государственный Кремлевский дворец) были поставлены два его знаменитых балета. В одном из них была занята и Майя Плисецкая – исполняла главную партию в «Жар-птице» (1964, возобн. С.К. Власова и Н.Р. Симачева). В 65-м она стала первой исполнительницей на сцене Большого театра роли Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви» А.Д. Меликова, поставленном Ю.Н. Григоровичем. В 67-м балетмейстеры Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василев поставили для Плисецкой и ее постоянного партнера тех лет Николая Фадеечева «Прелюдию» на музыку И.С. Баха.

2 октября 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за Родиона Щедрина. Обоим впоследствии не раз задавали вопрос, как им удается так долго быть вместе. Они всегда отвечали по существу: нам не скучно друг с другом. На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина – «Конька-Горбунка» – стоит посвящение: «Майе Плисецкой». Роль Царь-девицы, добавившая в ее палитру юмористических красок (постановка А.И. Радунского), вошла в ее репертуар 18 сентября 1960 года. Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: «Анна Каренина» – Майе Плисецкой, неизменно; «Чайка» – Майе Плисецкой, всегда; «Дама с собачкой» – Майе Плисецкой, вечно. Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но и боролся вместе с ней за ее «место под солнцем». Вдохновляемый Лилей Брик и Василием Катаняном, которые и познакомили его с будущей женой, он добился в конце концов того, что она стала выезжать за рубеж. При помощи генерала Е.В. Питовранова, на которого «вышел» Щедрин, Плисецкая попала на прием к новому председателю КГБ А.Н. Шелепину, написала по его совету письмо Н.С. Хрущеву и в результате была выпущена на гастроли в США [5, 142].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее на сайте:

Особенности, отличия и общее сценария и пьесы
Сценарий театрализованного праздника и пьесы – безусловно, не тождественны – они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиям ...

Исследование склепового сооружения
В центральной части курганной насыпи (в квадратах А-2, А-3, Б-2, Б-3, В-2, В-3 и на небольшом западном участке в углу квадрата Г-2 и Г-3) располагался прямоугольный склеп из крупных каменных плит. Длина склепа 5,4 м по южной стене, 5,6 м ...

«Темный» имидж человека-гота
Это наиболее часто используемый и распространенный критерий. Наиболее часто встречающиеся виду готов рассмотрены ниже, но в целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, имеют черные волосы, красят ногти и губы в чер ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru