Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Цивилизация динамического типа

Статьи » Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии » Цивилизация динамического типа

Страница 2

Искусство становится саморегулирующимся, оно берет на себя функцию обновления традиции, ее критики в соответствии с изменившимися условиями быта. Например, формалистическое искусство, демонстрирует свою независимость от целого общества, (функционального искусства). Наличие противоречивых сторон в искусстве, его амбивалентность (одновременная функциональность и дисфункциональность, обеспечивает искусству в целом суверенное положение в системе цивилизации и предохраняет от истощения стереотипизированные и массовидные формы художественной деятельности.

Искусство ХХ века в основном либо открыто становилось в оппозицию (критический реализм, романтизм), либо пыталось ускользнуть от цивилизации, замыкаясь на себя (искусство для искусства, элитарное искусство).

Выделение социокультурных типов цивилизации не должно заслонять от нас взаимодействия художественных культур. Ни одна культура не может развиваться в изоляции (например, стационарный тип).

В истории взаимодействия художественных культур проявляется общая тенденция: превращение суммативно-всемирной культуры в мировую. Она в основном совпадает с развитием цивилизации, хотя имеет самостоятельную логику развития. В современной литературе (Артановский) выделяет три последовательных исторических этапа в развитии культурных контактов: 1) более или менее эпизодические контакты (на ранних стадиях цивилизации, когда она выступала еще в виде разрозненных очагов в море варварства, часто в связи с завоеваниями); 2) установление постоянных культурных отношений (образование региональных цивилизаций); 3) культурный синтез через заимствования и ассимиляцию (с образованием мировой капиталистической цивилизации).

Историческая траектория любого общества может быть описана как единство двух сменяющих друг друга состояний. Первое – это период относительно спокойного эволюционного развития и непринципиальных изменений. В такие времена содержательное многообразие процессов духовной жизни сбалансировано и определяется ее ценностно-смысловыми доминантами. В прошлом – это прежде всего религиозные ценности, в наше время – идеологии гуманистической направленности (либеральной, социал-демократической, консервативной) или антигуманные политические идеологии (большевистская, национал-социалистическая, чучхе и т.п.). Второе состояние общества характеризуется стремлением к радикальным переменам: дезинтеграции, разрывом прежних связей. Духовная жизнь утрачивает ценностно-смысловые основания и превращается в хаотизированную среду. Как свидетельствует опыт истории, именно в такие периоды возникают принципиальные инновации: формулируются и выдвигаются новые идеи, возникают новые социальные институты, закладываются основы будущих традиций. Данный процесс чаще всего протекает спонтанно и воспринимается общественным сознанием неоднозначно, нередко сквозь призму архетипов «конца света».

Из анализа отечественной истории следует, что перманентные периоды хаотизации социальной жизни, вызванные войнами, инкорпорациями, революциями, не позволили укорениться и набрать жизненно необходимый инерциальный импульс таким важнейшим субстанциональным и конститутивным началам этногенеза, как язык, религия, государственность, собственность, традиции городской жизни. Периодические, политические, социальные, демографические и культурные пертурбации и кризисы, волнами накрывавшие Беларусь на протяжении веков, сформировали в народе естественную социально-психологическую установку – выжить ценой приспособления к постоянно изменяющимся (чаще всего насильственно) условиям существования. При подобном стечении обстоятельств речь могла идти лишь о сохранении некоторых черт этнокультурной идентичности, но не о развитии творческого потенциала народа и культивировании качеств свободной и инициативной личности.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Музыка
Одним из самых ярких выразительных средств является музыкальное оформление спектакля. От подобранной музыкальной композиции в той или иной части спектакля напрямую зависит атмосфера, темпо-ритм и органичность спектакля в целом. В работе ...

Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются. Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавл ...

Специальные библиотеки
Специальная библиотека обеспечивает профессиональные потребности пользователей и иные специфические потребности особых групп читателей на основе соответствующего фонда информационно-поискового аппарата (патентно-техническая, нотная, библи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru