Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Цивилизация динамического типа

Статьи » Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии » Цивилизация динамического типа

Страница 1

К динамическим цивилизациям относят социальные саморегулирующиеся организмы, которые имеют возможность взаимодействовать не только с оригинальным опытом собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу относят европейскую цивилизацию с характерным для нее рационализмом и техницизмом, уходящими корнями в античность.

Шпенглер, к примеру, противопоставлял античности «аполлоновскую» культуру, которой были присущи культ тела и статика, европейской, для которой характерным является культ безграничного права и динамизм как жизненный принцип. Отсюда постоянная незавершенность европейской культуры, тоска по идеалу.

Аналогичные идеи, но на более высоком уровне развивает испанский философ Ортега-и-Гассет. Он, следуя за Шпенглером, полагает, что народам древнего Греко-латинского мира были присущи предметность и конкретность мировосприятия. Европейская же цивилизация ориентировалась на скрытную сущность явлений. Хронологически Ортега фиксирует европейскую цивилизацию с 18 в.

К специфическим характеристикам динамической цивилизации кроме рационализма ряд американских исследователей относит:

а) накопление научных знаний и технологий, превышающие актуальную потребность;

б) появление новых лидеров, способных и готовых перестроить мир на новых началах;

в) постоянные экономические и социальные трансформации;

г) интеграцию индивидов и социальных групп в национальные общества.

Последняя черта европейской цивилизации понимается как плюрализм и единство, когда каждый народ выступает как 1) самостоятельная социальная общность и одновременно ощущает себя 2) представителем западного сообщества. Дух конкуренции при определенной взаимозависимости всех наций друг от друга определяет динамизм этого сообщества, его сбалансированное равновесие.

В искусстве динамического типа присутствует открытая установка на новаторство. Искусство становится механизмом не только фиксирующим и осмысляющим новое, но и генерирующим его.

Переход от традиции к подвижному эталону художественной деятельности происходит постепенно. Зарождение нового стереотипа проявляется в возникновении «рефлективного традиционализма». «Рефлективный традиционализм» предполагает сохранение традиции, но которая уже утратила абсолютное значение. Все большее значение приобретает личный опыт и свободный творческий вымысел. Поначалу это выражалось в интерпретации исходного текста. Динамизм постепенно зарождался, «прокрадывался» как искусство переакцентировки. Традиция постепенно обособляется: этот процесс в классицизме протекает как постоянный диалог современности с античностью, в романтизме – это ирония по отношению к традиции.

Рефлективный традиционализм исчерпал себя с переходом к реализму – художественному методу, ориентированному на постоянно меняющуюся действительность. Вступает в силу закон «отклонения от нормы», который был сформулирован Бахтиным: «Сначала – отклонение от нормы, затем – проблематичность самой нормы».

Этого не могло быть; в этом что-то есть; это так и должно быть. Этот стереотип движения был воспринят и лег в основу дальнейшего развития цивилизации Европы, когда субъективно-значимая позиция в любой момент могла превратиться в официально-санкционированную. Но это уже зависит от идеологической инициативы, которая лежит за рамками самого искусства и самому художнику не принадлежит.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Нон-дизайн
Когда мы говорим о стафф-дизайне и независимом дизайне, то мы, во всяком случае, говорим о проектировании отдельных промышленных продуктов или экспозиций, интерьеров, элементов фирменного стиля. Но наряду с "классическим" дизайн ...

Проблема восток-запад-россия в диалоге культур
Какое же место занимает Россия в в понятийной парадигме «Восток – Запад»? Проблема Восток – Запад – Россия была впервые заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических письмах». В полемике западников и славянофиллов была предпринята попытка «пр ...

Предмет и объект изучения в библиотековедении
Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библио ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru