Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Цивилизация динамического типа
К динамическим цивилизациям относят социальные саморегулирующиеся организмы, которые имеют возможность взаимодействовать не только с оригинальным опытом собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу относят европейскую цивилизацию с характерным для нее рационализмом и техницизмом, уходящими корнями в античность.
Шпенглер, к примеру, противопоставлял античности «аполлоновскую» культуру, которой были присущи культ тела и статика, европейской, для которой характерным является культ безграничного права и динамизм как жизненный принцип. Отсюда постоянная незавершенность европейской культуры, тоска по идеалу.
Аналогичные идеи, но на более высоком уровне развивает испанский философ Ортега-и-Гассет. Он, следуя за Шпенглером, полагает, что народам древнего Греко-латинского мира были присущи предметность и конкретность мировосприятия. Европейская же цивилизация ориентировалась на скрытную сущность явлений. Хронологически Ортега фиксирует европейскую цивилизацию с 18 в.
К специфическим характеристикам динамической цивилизации кроме рационализма ряд американских исследователей относит:
а) накопление научных знаний и технологий, превышающие актуальную потребность;
б) появление новых лидеров, способных и готовых перестроить мир на новых началах;
в) постоянные экономические и социальные трансформации;
г) интеграцию индивидов и социальных групп в национальные общества.
Последняя черта европейской цивилизации понимается как плюрализм и единство, когда каждый народ выступает как 1) самостоятельная социальная общность и одновременно ощущает себя 2) представителем западного сообщества. Дух конкуренции при определенной взаимозависимости всех наций друг от друга определяет динамизм этого сообщества, его сбалансированное равновесие.
В искусстве динамического типа присутствует открытая установка на новаторство. Искусство становится механизмом не только фиксирующим и осмысляющим новое, но и генерирующим его.
Переход от традиции к подвижному эталону художественной деятельности происходит постепенно. Зарождение нового стереотипа проявляется в возникновении «рефлективного традиционализма». «Рефлективный традиционализм» предполагает сохранение традиции, но которая уже утратила абсолютное значение. Все большее значение приобретает личный опыт и свободный творческий вымысел. Поначалу это выражалось в интерпретации исходного текста. Динамизм постепенно зарождался, «прокрадывался» как искусство переакцентировки. Традиция постепенно обособляется: этот процесс в классицизме протекает как постоянный диалог современности с античностью, в романтизме – это ирония по отношению к традиции.
Рефлективный традиционализм исчерпал себя с переходом к реализму – художественному методу, ориентированному на постоянно меняющуюся действительность. Вступает в силу закон «отклонения от нормы», который был сформулирован Бахтиным: «Сначала – отклонение от нормы, затем – проблематичность самой нормы».
Этого не могло быть; в этом что-то есть; это так и должно быть. Этот стереотип движения был воспринят и лег в основу дальнейшего развития цивилизации Европы, когда субъективно-значимая позиция в любой момент могла превратиться в официально-санкционированную. Но это уже зависит от идеологической инициативы, которая лежит за рамками самого искусства и самому художнику не принадлежит.
Прочее на сайте:
Общественный и государственный строй древнегреческой цивилизации
Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.
1. Характеристика классического рабства. Для торгово-ремесленных полисов V—IV вв. до н. э. ...
Баллада в истории русской поэзии
Не менее важное место занял жанр баллады и в развитии русской поэзии, особенно в первую треть XIX в. Связи русской литературы XVIII — начала XIX в. с фольклором на сегодняшний день изучены хуже, чем взаимосвязи русской и западноевропейски ...
Танцевальный костюм, атрибуты танцев
Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполняются пляски, исп ...