Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Адаптивный тип цивилизации

Статьи » Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии » Адаптивный тип цивилизации

Социокультурный комплекс адаптивного типа характерен для вторичных цивилизаций, возникших на почве более древних, часто более развитых культур либо на периферии, в сфере влияния «сильных» цивилизаций.

Классическим образцом такого типа считается арабо-мусульманская цивилизация в период ее возникновения и расцвета.

На завоеванных территориях арабы, как правило оставляли без особых изменений хоазяйственно-экономические отношения и социальные структуры. Они лишь насаждали сверху своих резидентов. Это определяло относительную автономию областей и сегментарную структуру арабской цивилизации с верховным началом в лице халифа.

Данный социальный строй определил адаптивный характер культуры арабо-мусульманской цивилизации. Исламская культура была продуктом космополитизма, в возникновении которого принимали участие все завоеванные культуры и народы: сирийский, персидский, арабский, испанский, берберская и турецкая. Т.е. мусульманская цивилизация ассимилировала все лучшее в более древних и более высоких культурах.

Арабоязычная культура сохраняла достаточно большую независимость по отношению к господствующей религии, терпимость и даже известно любопытство к духовной культуре «неверных», как к чему-то экзотическому и объективно способствовало стабилизации «своей» цивилизации.

Арабо-мусульманский художественный стиль. Он оформляется как художественная целостность, представляющая собой мозаичную систему локальных форм и традиций, лишенных оппозиционного содержания, поскольку они не затрагивали существования данной цивилизации и ее господствующей идеологии – ислама.

Социальные условия и запрет на изображение человека Кораном предопределяли развитие арабского искусства как орнаментально-декоративного. Сама социальная действенность обусловила функции орнаменталистики по адаптации, связи в целое разнородных мотивов, образов, настроений.

Близость арабского искусства к модели цивилизации адаптивного типа проявилось и в его своеобразной эволюции и в кризисном для арабской цивилизации XV веке. Развитие художественной культуры, как мы уже отмечаем, в цивилизациях подобного типа происходили за счет постоянной адаптации и ассимиляции все новых и новых разнородных художественных систем в некую мозаичную целостность путем их стилизации. В XV веке это движение прекратилось. Мусульманский мир как бы замкнулся в себе. То же произошло и с искусством. Оно пошло по пути изощренной эстетизации и утратило жизненность. Адаптивный стиль исчерпал себя. Гетерономность мусульманской цивилизации начала перерастать ее социально-культурное единство, принимая все более мозаичный, рыхлый характер. Эта тенденция усиливала партикуляристские настроения властителей периферийных областей «великого халифата», ростом в них национального самосознания, которое стало лейтмотивом культур, освободительных движений.

В противовес этим тенденциям происходит ужесточение догматизма идеологии – ислама, а также исламизация социальных форм жизни и культуры. Арабо-мусульманская цивилизация из адаптивно-динамической стала превращаться в сегрегативно-консервативную. Это лишало ее импульсов внутри развития. К тому же к 15 веку на западной границе мусульманского мира набирала силу на почве уже капиталистических отношений европейская цивилизация, которая многому научилась у арабов, но устояла в своей самобытности.

Прочее на сайте:

Школа
По возвращении в 1802 г. из Петербурга А. В. Ступин тот­час же серьезно принялся за организацию своей школы живописи. На себя он взял преподавание специальных предметов и общее руководство школой. Для преподавания общеобразовательных пред ...

Взаимодействие искусства и технологий: перспективы развития
По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий. На протяжении всей истории человечества искусство ...

Сквозное действие и сверхзадача. Роль и значение. Авторство
Понятия «сквозное действие» и «сверхзадача» – одни из самых важных аспектов эстетических принципов Станиславского. Станиславский в своих трудах раскрывает суть различных элементов сценического творчества, изучение которых необходимо для н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru