Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Адаптивный тип цивилизации

Статьи » Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии » Адаптивный тип цивилизации

Социокультурный комплекс адаптивного типа характерен для вторичных цивилизаций, возникших на почве более древних, часто более развитых культур либо на периферии, в сфере влияния «сильных» цивилизаций.

Классическим образцом такого типа считается арабо-мусульманская цивилизация в период ее возникновения и расцвета.

На завоеванных территориях арабы, как правило оставляли без особых изменений хоазяйственно-экономические отношения и социальные структуры. Они лишь насаждали сверху своих резидентов. Это определяло относительную автономию областей и сегментарную структуру арабской цивилизации с верховным началом в лице халифа.

Данный социальный строй определил адаптивный характер культуры арабо-мусульманской цивилизации. Исламская культура была продуктом космополитизма, в возникновении которого принимали участие все завоеванные культуры и народы: сирийский, персидский, арабский, испанский, берберская и турецкая. Т.е. мусульманская цивилизация ассимилировала все лучшее в более древних и более высоких культурах.

Арабоязычная культура сохраняла достаточно большую независимость по отношению к господствующей религии, терпимость и даже известно любопытство к духовной культуре «неверных», как к чему-то экзотическому и объективно способствовало стабилизации «своей» цивилизации.

Арабо-мусульманский художественный стиль. Он оформляется как художественная целостность, представляющая собой мозаичную систему локальных форм и традиций, лишенных оппозиционного содержания, поскольку они не затрагивали существования данной цивилизации и ее господствующей идеологии – ислама.

Социальные условия и запрет на изображение человека Кораном предопределяли развитие арабского искусства как орнаментально-декоративного. Сама социальная действенность обусловила функции орнаменталистики по адаптации, связи в целое разнородных мотивов, образов, настроений.

Близость арабского искусства к модели цивилизации адаптивного типа проявилось и в его своеобразной эволюции и в кризисном для арабской цивилизации XV веке. Развитие художественной культуры, как мы уже отмечаем, в цивилизациях подобного типа происходили за счет постоянной адаптации и ассимиляции все новых и новых разнородных художественных систем в некую мозаичную целостность путем их стилизации. В XV веке это движение прекратилось. Мусульманский мир как бы замкнулся в себе. То же произошло и с искусством. Оно пошло по пути изощренной эстетизации и утратило жизненность. Адаптивный стиль исчерпал себя. Гетерономность мусульманской цивилизации начала перерастать ее социально-культурное единство, принимая все более мозаичный, рыхлый характер. Эта тенденция усиливала партикуляристские настроения властителей периферийных областей «великого халифата», ростом в них национального самосознания, которое стало лейтмотивом культур, освободительных движений.

В противовес этим тенденциям происходит ужесточение догматизма идеологии – ислама, а также исламизация социальных форм жизни и культуры. Арабо-мусульманская цивилизация из адаптивно-динамической стала превращаться в сегрегативно-консервативную. Это лишало ее импульсов внутри развития. К тому же к 15 веку на западной границе мусульманского мира набирала силу на почве уже капиталистических отношений европейская цивилизация, которая многому научилась у арабов, но устояла в своей самобытности.

Прочее на сайте:

Национальный парк Сиэнага дэ Запата – гордость Кубы
Более 600 000 гектаров занимает самая большая на Кубе охраняемая территория Сапата, имеющая статус водно-болотного угодья международного значения, который был ему присвоен главным образом из-за водоплавающим птиц. Здесь же обитают более 3 ...

Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла
Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильней шее воздействие на всю дальнейшую национальную литера туру. И не только башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казахи, и уйгуры, и каракалпаки ...

Живопись как вид искусства
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огр ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru