Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене

Статьи » Атмосфера в спектакле » Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене

Страница 2

Вспомним, что такое художественная атмосфера романа, симфонии, живописного полотна. Это своеобразие всей структуры, трудно определяемое словами, но от того не менее сильное.

В одной хорошей книге о режиссуре я прочитал, о том, что атмосфера спектакля создается светом, звуком и музыкой. Это верно, свет, музыка, звуки проявляют атмосферу, делают ее ощутимой, видимой, слышимой для зрителей.

Но определение это неполно. Атмосфера — не внешний компонент, не окраска театральной постановки, она, как и земная атмосфера, как воздух, пронизывает и наполня­ет всю ее структуру.

Атмосфера спектакля возникает на репетициях, вызреет исподволь, конденсируется, кажется, в самом воздухе репетиционной комнаты, оседает на многих слагаемых спектакля.

Однако каким образом атмосфера выражается в пространственном решении спектакля, как способствует формированию его зрительного образа?

Бывает, что режиссер и художник, уже решив все пространственно-образные задачи, добавляют кое-что еще и «для атмосферы».

Пластическое мастерство великого французкого романиста общепризнано. Его описания обладают изобразительной наглядностью.

"Сюда никогда не заглядывало солнце, днем стоял полумрак, а вечером, при свете ламп и люстры, Гостиная казалась еще более строгой благодаря массивной К*бели красного дерева в стиле ампир, штофным обоям и креслам, обитым тисненым желтым бархатом . Здесь Царил дух благочестия, атмосфера холодного достоинства, старинных нравов минувшего века. Напротив кресла, и котором умерла мать графа, — глубокого, твердого крести, обитого плотной материей, — стояла по другую сторону камина кушетка графини Сабины с красной шелковой Обивкой, мягкая, как пух. Это была единственная современная вещь, попавшая сюда по воле случая и нарушавши строгость стиля».

То же пространство в тринадцатой главе преображает и мы читаем:

Роскошная гостиная была обита генуэзским бархата потолок украшала живописная работа Буше. Хрустальные люстры и подвески зажигали огнем роскошные нефкала . Казалось, кушетка Сабины, единственная, из красного шелка, поражавшая некогда своей мягкой, размножилась, разрослась, заполнив весь миг; сладостной ленью, жадной остротой наслаждения.

Резкая перемена атмосферы гостиной графини Мгоффа, мы видим, не в недомолвках, намеках, вполне приемлемых, казалось бы, в литературе. Нет, атмосфера перестроена! «Декорация» — подлинна, натуральна.

Все это происходит у Золя в «вымышленной реальности», не приспособленной ни для театра, ни для кино. Но и в этом случае выстраивается!

Речь шла об атмосфере литературного произведения — о характеристике среды, жизни действующих лиц.

В театре, кроме того, существует еще и атмосфера самого представления. То своеобразие спектакля, которое затягивало зрителей Художественного театра, отправлявшихся в начале нашего века к «сестрам Прозоровым».

Та атмосфера, что сопровождала зрителей по всем фойе и ярусам в спектакле Ю. Завадского «Виндзорские насмешницы», та, что предваряет уже у входа в театр на Таганке спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» или провожает зрителей пятью вечными огнями в спектакле Ю. Любимова «А зори здесь тихие».

Работая с художником Б. Мессерером над спектаклем «Похождения бравого солдата Швейка», мы ставили перед собой задачу создать атмосферу «солдатского представления».

Только два персонажа существовали на протяжения всего спектакля — бравый Швейк и летописец девяносто первого полка вольноопределяющийся Марек. Остальные роли как бы разыгрывались солдатами. Это и предопределяло атмосферу «солдатского представления», которое вполне могло быть разыграно в казарме.

Вот эта-то «сцена-казарма» и была выстроена в Театре имени Пушкина. В качестве «сукон» — кулис — развешаны карты военных действий, на защитного цвета порталах укреплены шинельные скатки, котелки, кружки, оловянные миски, весь нехитрый солдатский скарб — не то музей, не то казарма.

А в центре помост, покоящийся на солдатских сапогах. Целый склад сапог под помостом. По окончании про­лога с колосников опускалась вешалка, на которой солдаты развешивали свои шинели. Так образовывался шинельный занавес, который далее опускался и поднимался, закрывая и открывая картины спектакля.

Таким образом, и атмосфера как «воздух места действия» и атмосфера как «воздух представления», как это ни удивительно, входят слагаемыми в зрительный образ спектакля. Характерное для современного театра слияние двух «атмосфер», образование единой атмосферы, сценического действия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Маразлиевская улица
О Григории Григорьевиче Маразли (1831-1907), в честь которого в свое время Новая улица была переименована в Маразлиевскую, повествует миниатюрный сборник статей о нем, меценате и коллекционере, изданный в 1993 г. Одесской государственной ...

Пико делла Мирандола
Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и последовательно гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), философа. Опираясь на античные идеи – человек – микрокосм, человек – центр Вселенной – и, ...

Традиционное жилище чукчей
Селения приморских чукчей состояли обычно из 2-20 яранг, разбросанных на некотором отдалении друг от друга. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района. К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Кругл ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru