Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Как создается сценическая атмосфера

Статьи » Атмосфера в спектакле » Как создается сценическая атмосфера

Страница 2

Художник П.В. Вильямс сделал хорошие, лаконичные декорации. На сцене стояли две огромные колонны с церковной росписью, все остальное уходило во мрак. Низкий небольшой колокол звонил мерно, редко и звал к заутрене. Как будто все было правдиво. И все-таки атмосферы пустого собора в ранний час не возникало. А это было необходимо для того характера действия, которое происходило в соборе. И вдруг В.А. Попов – подлинный художник звукового оформления в театре - нашел нужный штрих. Это было эхо, отдающееся в пустом соборе. В протяжной фразе часослова, читаемого где-то в другом конце собора, дважды повторялось последнее слово, это великолепно имитировало эхо. И сразу родилось то, что нам было нужно. Собор стал холодным и пустым.

Редкий колокол и эхо лишь подчеркивали тишину. Теперь затаенная тишина передалась зрителям и позволила актерам свести речь до шепота. Это имело решающее значение для содержания картины, где подготавливался заговор против Ивана Грозного.

Кроме силы воздействия на зрителя, атмосфера, создаваемая режиссером через темпо – ритм действия, обстановку, звуки и свет, помогает актерам. Она влияет на психику актера и вызывает у него тягу к неожиданным приспособлениям и краскам, помогает актеру жить в образе.

Недостаточно знать, каковы выразители сценической атмосферы. В каждом спектакле нам нужно искать различные средства ее выявления. Их диктуют эпоха, лицо автора и, наконец, художественные принципы нашей постановки. Мы знаем, что атмосфера неразрывно связана с бытом. Без быта нельзя создать реальную среду, быт – элемент содержания. Даже если режиссер задумал поставить спектакль сугубо театрально – условный, ему не следует бояться быта. Весь вопрос в том, каким языком он будет выражен. Надо знать, что бытовая деталь очень многоязычна, что она может изображать и простую реальную вещь и быть поэтическим образом.

Когда я ставил «Укрощение строптивой» - спектакль, как известно, отнюдь не был бытовым, - я, тем не менее, стремился создать атмосферу эпохи даже в интермедии, проходящих на фоне занавеса. Решалась эта атмосфера только через актера и сценические аксессуары.

Можно привести более новый по времени спектакль условно оформленный, - «Матушка Кураж» в театре Берлинского ансамбля. По откровенно обнаженной сцене матушка Кураж и ее дети везли фургон- лавку мартантки. Этот фургон был отработан как чисто бытовой аксессуар, и оставался он на сцене на протяжении всего спектакля. И не будь этого фургона, не возникал бы с такой силой образ фронтовых дорог, образ трудной вольной жизни и тяжких скитаний человека.

В подобных случаях, как в «Укрощение строптивой», так и в «Матушке Кураж», бытовой штрих сливался с дополнением актера, с его настроением и дополнял жизненную картину. Можно ли пренебрегать этим. Конечно, нет. Режиссер должен уметь пользоваться всем – не только актером, но и пространством, светом, звуком. И если это делает во имя содержания, он помогает актеру и может достичь высоких художественных результатов.

Верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в спектакле – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника. ей должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения.

Создание сценической атмосферы помогает добиться стилевого единства. Атмосфера наряду с другими выразительными средствами способствует созданию целостного образа спектакля.

Через несколько секунд появляется второй повар — он проделывает тот же путь, что и первый, но чуть быстрее, скажем, в скорости номер два; затем третий, в скорости номер три — не торопясь, но, естественно, быстрее, чем два предыдущих. Потом появляется четвертый. Он уже торопится, а пятый и шестой бегут к своему рабочему месту, боясь опоздать.

Каждый из них проделывает один и тот же путь, у всех почти одни и те же движения, но в нарастающих скоростях. И это создает определенную атмосферу.

Страницы: 1 2 

Прочее на сайте:

События, их виды. Психологические составляющие организации события
Событийное развитие – важнейшая часть режиссерского замысла. Событие – основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Действие – основной закон драматургии. Станиславский писал о методике так называ ...

Воспевающий время. Творчество Александра Дейнеки
Если художник принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. Эти слова наилучшим образом могут проиллюстрировать весь творческий путь одного из самых незаурядных и ярких художников ХХ века – Александра Александровича Дейнеки. А ...

Древнегреческая скульптура
Основой греческого искусства в эпоху геометрики (IX—VIII вв. до н. э.) стали схематичные бронзовые статуэтки и большие расписные сосуды. В росписях преобладал геометрический стиль, получивший свое название по четким, логически ясным форма ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru