Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Как создается сценическая атмосфера

Статьи » Атмосфера в спектакле » Как создается сценическая атмосфера

Страница 1

Воплощая на сцене действительность, людей, их судьбы, мы стараемся воссоздать историческую, общественную, бытовую среду, в которой эти люди существуют.

Сценическая атмосфера зависит от характера событий, развертывающихся перед нами, от места и времени действия. В произведении театрального искусства атмосфера возникает через выявление взаимодействия человека с окружающими людьми и с обстановкой. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, психофизическое самочувствие времени, в котором он живет.

Атмосфера не только порождается основными событиями- она является одновременно и причиной и следствием этих событий.

Вспомним картину Сурикова «Меншиков в Березове» атмосфера здесь исчерпывающе выражена во взгляде Меншикова, обращенном внутрь себя, в его позе, в окружающих Меншикова детях, разделивших с ним изгнание, в тесной, низкой избе, где холодно, где замерзли окна .Наконец, в общем суровом колорите картины и в замкнутой кольцевой композиции всех фигур. Так художник создал необходимую ему атмосферу . Это крушение Меншикова. Это ссылка.

В спектакле создать атмосферу труднее, нежели в произведении живописи. И если режиссер не найдет живой и верной атмосферы событий, целостность образа спектакля будет нарушена. В пьесе атмосфера подвижна, она меняется, новое событие вызывает к жизни новую атмосферу. И все же из ряда различных атмосфер в отдельных картинах или актах суммируется и общая атмосфера всего спектакля.

Так, революционные потрясения и близящаяся смерть Егора Булычова все изменили в его доме: здесь, как в гостинице, толкутся торговцы, попы, полицейские, студенты, монахини. В такой атмосфере человек, которому осталось не долго жить, будет по-особому осмысливать свою жизнь. Режиссеру необходимо учиться и видеть и ощущать атмосферу в окружающей его жизни. Она выражается очень конкретно: в ритме действий людей, в тональности их разговора, в «мизансценах», в которые они группируются произвольно, свободно, без всякого режиссера. Когда мы научимся все это видеть и чувствовать в жизни, нам легче будет создавать впоследствии атмосферу на сцене.

Вглядывайтесь в жизнь, наблюдайте её. Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная с этим делом, с этим местом и с этим временем.

Своя атмосфера в больнице, своя атмосфера на вокзале. В доме, полном гостей, - одна атмосфера, в опустевшем – другая. Она меняется в зависимости от событий. Разное время суток – утро, жаркий день, глубокая ночь – имеет свои краски. Свой воздух, свою атмосферу.

Введение атмосферы в палитру художественных средств сценического искусства – заслуга режиссеров Художественного театра. Они, в свою очередь, обязаны этим А.П.Чехову, который «представлял себе людей только такими, как наблюдал их в жизни, и не мог рисовать оторванными от того, что их окружало: от розового утра или сизых сумерек, от звуков, запахов, от дождя, от дрожащих ставень, лампы, печки, самовара, фортепиано, гармоники, табаку, сестры, зятя, тещи, соседа, от песни, выпивки, от быта, от миллиона мелочей, которые делают жизнь теплой». Так писал об А.П. Чехове Немирович – Данченко.

А.П.Чехов в своей драматургии порвал навсегда с привычной шаблонной театральностью сценической обстановки.

Для создателей МХТ это открытие было следствие их постоянно углубляющегося стремления изучать жизнь и творчество драматурга. Понятие атмосферы обогатило выразительный язык театра, сделало его тоньше и богаче.

Атмосфера – это как бы материальная среда, в которолй живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи, все, все .

Но режиссура Художественного театра стремилось к тому, чтобы атмосферу создавало в первую очередь искусство актера. Она помогала актеру,вводя в спектакль чные признаки бытовой среды., ее характерные черты. Станиславский, работая над «Горе от ума», подчеркивал,что сценическую атмосферу создают все участники спектакля. Подход режиссуры и актеров к второстепенным ролям в пьесе, как и к главным, порождает ансамбль. Он говорил: «Петрушка «с разодранным локтем», г.Н., г.Д., слуги Фамусова и лакеи .гости на балу у Фамусова .- все эти персонажи имеют огромное, если не сказать решающее значение для создания правдивой, реалистичной сценической атмосферы в спектакле». Станиславский вснаупоминает здесь и о декорациях; то же можно сказать и о музыке, об освещении, о богатой гамме сценических звуков.

Но больше всего атмосфера зависит от эмоционального зерна. Вот отталкиваясь от чего, можно найти меру и почувствовать вкус к деталям, вещам, пейзажу.

Вспомните последний акт «Трех сестер» в Московском художественном театре: мы видим осенний пейзаж, плотно застегнутые шинели на офицерах, по-походному заправленные башлыки, слышим гулко звучащий рояль в доме и чувствуем какой – то особый ритм бодрящихся перед расставанием людей. Все это создавало щемящее чувство грусти, причем грусти осенней, которая располагает к размышлениям о прошедших летах и вызывает мечты о лучшей жизни. Помню, как я вместе с режиссером М.О. Кнебель искал атмосферу в «Трудных годах» Толстого (спектакль МХАТ). Долго не находили мы нужную атмосферу картины « Успенский собор».

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru