Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Характер астральной символики в мелкой пластике

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Характер астральной символики в мелкой пластике

Страница 2

«Не исключена возможность того, что бронзовые статуэтки, …Горгиппии - Изида, Афродита Анадиомена,- могли быть принадлежностью домашнего ларария». Тип Афродиты с 2 эротами за плечами известен коропластике ещё в 3 в. до н. э.

В Горгиппии найдена часть большой терракоты – голова Мена в высоком уборе, верхом на петухе. Известно, что Горгиппия чеканила медные оболы с изображением на лицевой стороне головы бога Мена и тетрахалки с головой Аполлона.

«На терракотовой фигурке, найденной в Горгиппии, изображение богини Тюхэ (в городском доме, конца 3 – первой половины 1 в. до н.э.), вместе с терракотой Великой матери, формой для оттиска других таких же фигурок, статуэткой беременной женщины, глиняными птицами культового назначения и глиняной формой для оттиска терракотового изображения сидящего перед чаном Силена. Тюхэ из мраморовидного сероватого известняка величественно сидит в высоком кресле. Над пышными прядями волос богини возвышается калаф, рукаф хитона с прорезями скреплён украшениями, с правого плеча на колени спускается покрывало. Обратная сторона статуи обработана бучардой. Слева к плечу Тюхэ тянулся рог Амалфеи».

На тераккотах Тюхэ в Горгиппии – рог изобилия наполнен плодами, подобно бронзовым фигуркам Фортуны с рогом изобилия.

На терракотовой статуэтке 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. – Афродита, возлежащая и увенчанная диадемой. На глиняном рельефе начала ІІІ в – Афродита стоит у алтаря рядом с Потосом, олицетворением страсти в виде маленькой фигурки бородатого мужчины. На терракоте1в. Афродита изображена с Эротом около геммы Приапа, её сына, бога плодородия и покровителя стад. В горгиппийском доме 1 в. н.э. найдена фигурка Афродиты Анадиомены с дельфином около геммы Приапа.

Глиняные фигурки Деметры ІІ в до н.э. восходят к образцам VІ в до н.э., известным в метрополии и Северном Причерноморье и имеют стандартные прототипы. На ранних фигурках сидящая богиня изображалась в статической позе, в переданной слитно с телом одежде и обычно без атрибутов, что затрудняет определение её эпиклезы и даёт основание многим исследователям видеть в ней Великую богиню-мать.

Со временем изображения на терракотах богинь усложнялись, детализировались и дополнялись символами, атрибутами – кресло с высокой спинкой, калаф на голове, на шее – гривна, в руке – фиала. Складки одежды на статуэтках эллинистических времён не всегда обозначены.

«По- видимому, изображения Деметры с чашей и плодом, сложившиеся в эпоху эллинизма, легли в основу иконографического облика синкретического верховного женского божества, распространённого на Боспоре во 2 – 3 вв.н.э., объединившего идеи плодородия, умирания и воскрешения жизни, лежавшие в основе культов Деметры, Афродиты, Кибелы.»

Культ малоазийской Кибелы выявлен в Горгиппии с ІV в до н.э.На терракотах этого периода – богиня, сидящая со львёнком на коленях, с большим животом. Найдены фигурки с чашей и яблоком в руках. Этот образ богини восходит к малоазийским прототипам.

Астральный символ – лев, сопровождающий Кибелу, указывает на владычество богини над небесным сводом.

Таким образом, характер астральной символики в мелкой пластике подтверждает всеобщий для Причерноморья синкретизм культов.

Поскольку бог Мен – восточное лунное божество, почитавшееся в основном в сельских районах Малой Азии, постольку святилища Мена часто представлены лишь жертвенниками и зольниками. На изображениях Мена, которым иногда уделялось центральное место, всегда присутствует серп Луны за плечами. Именно по этому признаку можно отличить святилища Мена, даже если нет соответствующей надписи. Символика в святилищах Мена разнообразна: это и лев, и цыплёнок, и обоюдоострая секира. Мен часто изображался рядом с такими божествами, как Аполлон, Арес, Артемида и др.

Изображения Мена в хитоне и гиматии во фригийской шапочке, с юным лицом, обрамлённым волнистыми волосами, встречаем в эллинистический период. Поскольку Мен являлся покровителем сельских общин, его эпитеты часто сочетались с этниконами деревень. Святилища Мена косвенно подтверждают синкретизм культов в Малой Азии.

Выводы ко второй главе:

- общий кризис эллинской идеологии, имевший место в период раннего эллинизма привел к ослаблению культов эллинских божеств официальвого пантеона и открыл дорогу для расцвета культов местных божеств;

- в Причерноморье, на почве благодатной экономической и природо - ресурсной базы, в результате смешения этносов - возник синкретизм греческой и восточной культур;

- на основе Греко - римской культуры с влиянием египетских, ассиро-вавилонских, индийских, персидских и древнееврейских традиций наметилось тяготение к монотеизму;

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Творческая атмосфера
Работая методом действенного анализа, особенно важно, чтобы учащиеся поняли плодотворность этого метода и создали необходимую творческую атмосферу репетиций. Этюдные репетиции могут вначале вызвать у некоторых товарищей либо смущение, либ ...

Отношение философов-историков к понятию восток-запад
Восток издавна осознавался европейцами как заманчивый и чужой, его восхваляли и порицали, говорили о его стабильности или неисторичности, о глубинной духовности, поднимающей человека над его эмпирическим существованием, или, напротив о ко ...

Просвещение
В Византии сохранялись традиции античной образованности и до 12 в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование получали в частных школах грамматистов обычно в продолжении 2-3 лет. До 7 в. у ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru