Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Характер астральной символики в мелкой пластике

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Характер астральной символики в мелкой пластике

Страница 2

«Не исключена возможность того, что бронзовые статуэтки, …Горгиппии - Изида, Афродита Анадиомена,- могли быть принадлежностью домашнего ларария». Тип Афродиты с 2 эротами за плечами известен коропластике ещё в 3 в. до н. э.

В Горгиппии найдена часть большой терракоты – голова Мена в высоком уборе, верхом на петухе. Известно, что Горгиппия чеканила медные оболы с изображением на лицевой стороне головы бога Мена и тетрахалки с головой Аполлона.

«На терракотовой фигурке, найденной в Горгиппии, изображение богини Тюхэ (в городском доме, конца 3 – первой половины 1 в. до н.э.), вместе с терракотой Великой матери, формой для оттиска других таких же фигурок, статуэткой беременной женщины, глиняными птицами культового назначения и глиняной формой для оттиска терракотового изображения сидящего перед чаном Силена. Тюхэ из мраморовидного сероватого известняка величественно сидит в высоком кресле. Над пышными прядями волос богини возвышается калаф, рукаф хитона с прорезями скреплён украшениями, с правого плеча на колени спускается покрывало. Обратная сторона статуи обработана бучардой. Слева к плечу Тюхэ тянулся рог Амалфеи».

На тераккотах Тюхэ в Горгиппии – рог изобилия наполнен плодами, подобно бронзовым фигуркам Фортуны с рогом изобилия.

На терракотовой статуэтке 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. – Афродита, возлежащая и увенчанная диадемой. На глиняном рельефе начала ІІІ в – Афродита стоит у алтаря рядом с Потосом, олицетворением страсти в виде маленькой фигурки бородатого мужчины. На терракоте1в. Афродита изображена с Эротом около геммы Приапа, её сына, бога плодородия и покровителя стад. В горгиппийском доме 1 в. н.э. найдена фигурка Афродиты Анадиомены с дельфином около геммы Приапа.

Глиняные фигурки Деметры ІІ в до н.э. восходят к образцам VІ в до н.э., известным в метрополии и Северном Причерноморье и имеют стандартные прототипы. На ранних фигурках сидящая богиня изображалась в статической позе, в переданной слитно с телом одежде и обычно без атрибутов, что затрудняет определение её эпиклезы и даёт основание многим исследователям видеть в ней Великую богиню-мать.

Со временем изображения на терракотах богинь усложнялись, детализировались и дополнялись символами, атрибутами – кресло с высокой спинкой, калаф на голове, на шее – гривна, в руке – фиала. Складки одежды на статуэтках эллинистических времён не всегда обозначены.

«По- видимому, изображения Деметры с чашей и плодом, сложившиеся в эпоху эллинизма, легли в основу иконографического облика синкретического верховного женского божества, распространённого на Боспоре во 2 – 3 вв.н.э., объединившего идеи плодородия, умирания и воскрешения жизни, лежавшие в основе культов Деметры, Афродиты, Кибелы.»

Культ малоазийской Кибелы выявлен в Горгиппии с ІV в до н.э.На терракотах этого периода – богиня, сидящая со львёнком на коленях, с большим животом. Найдены фигурки с чашей и яблоком в руках. Этот образ богини восходит к малоазийским прототипам.

Астральный символ – лев, сопровождающий Кибелу, указывает на владычество богини над небесным сводом.

Таким образом, характер астральной символики в мелкой пластике подтверждает всеобщий для Причерноморья синкретизм культов.

Поскольку бог Мен – восточное лунное божество, почитавшееся в основном в сельских районах Малой Азии, постольку святилища Мена часто представлены лишь жертвенниками и зольниками. На изображениях Мена, которым иногда уделялось центральное место, всегда присутствует серп Луны за плечами. Именно по этому признаку можно отличить святилища Мена, даже если нет соответствующей надписи. Символика в святилищах Мена разнообразна: это и лев, и цыплёнок, и обоюдоострая секира. Мен часто изображался рядом с такими божествами, как Аполлон, Арес, Артемида и др.

Изображения Мена в хитоне и гиматии во фригийской шапочке, с юным лицом, обрамлённым волнистыми волосами, встречаем в эллинистический период. Поскольку Мен являлся покровителем сельских общин, его эпитеты часто сочетались с этниконами деревень. Святилища Мена косвенно подтверждают синкретизм культов в Малой Азии.

Выводы ко второй главе:

- общий кризис эллинской идеологии, имевший место в период раннего эллинизма привел к ослаблению культов эллинских божеств официальвого пантеона и открыл дорогу для расцвета культов местных божеств;

- в Причерноморье, на почве благодатной экономической и природо - ресурсной базы, в результате смешения этносов - возник синкретизм греческой и восточной культур;

- на основе Греко - римской культуры с влиянием египетских, ассиро-вавилонских, индийских, персидских и древнееврейских традиций наметилось тяготение к монотеизму;

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Взгляды Б. В. Иогансона на живопись в условиях окружающей его действительности
Являясь истинно советским художником, Иогансон считал, что искусство должно служить народу. Ввиду этого перед художником, по мнению Бориса Владимировича, стоял ряд задач. Во-первых, советское искусство должно было быть понятным народу, и, ...

Теоретические аспекты взаимосвязи истории и культуры в развитии общества
Постепенное осмысление понятия «культура» в его современном значении позволяет говорить об особом качестве человеческого существа, несводимом к чисто физиологической жизни, а порой и чуждом ей, которое, не будучи свойственно остальной при ...

Воспевающий время. Творчество Александра Дейнеки
Если художник принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. Эти слова наилучшим образом могут проиллюстрировать весь творческий путь одного из самых незаурядных и ярких художников ХХ века – Александра Александровича Дейнеки. А ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru