Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Культ Афродиты

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Культ Афродиты

Страница 2

Дифферент в виде двух шаров чаще всего встречается на лицевой стороне статеров Рискупорида 5 (252г.н.э.) и на обратной стороне статеров этого же года. Точно также трактуются изображения 2 шаров, помещённых один под другим, и на статерах Фарзанса.

История Боспора Киммерийского, освещена источниками недостаточно и очень неравномерно. В особенности это утверждение верно для религиозной истории Боспора. В силу этого каждое свидетельство требует к себе пристального внимания. Среди таких немногочисленных свидетельств относительно религии населения Боспоры особое место занимает сообщение Страбона об одном Боспорском мифе:

«Есть в Фанагории известное святилище Афродиты Апатуры. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на неё здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой то пещере; затем принимая гигантов по одиночке, она отдавала обоих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом убить их». Это сообщение повторяет (со ссылкой на Страбона) и Стефан Византийский.

Переходя к анализу данного мифа, отметим, прежде всего, то обстоятельство, которое даёт исследователям право считать его боспорским. Помимо прямых указаний на то, что действие развёртывается на территории Боспора Киммерийского, имеется другое – более важное обстоятельство: в мифе описывается столь важный для всего греческого мировоззрения миф о борьбе богов и гигантов, заканчивающийся гибелью последних, но при этом Боспор даёт нам такой вариант мифа, который очень мало согласуется с основной его версией. Важнейшее отличие Боспорского варианта от основного состоит в том, что противниками гигантов здесь являются только Афродита и Геракл и победа достается последним – не в результате жестокой битвы, а вследствии обмана.

Необходимо обратить внимание так же на то, где происходит эта битва. Хотя у греков существовали определённые расхождения относительно места битвы между богами и гигантами, местом этого сражения назывались либо флегрейские поля к северу от Неаполя или Флегры – Паллена во Фракии; у Деодора, однако, во всех описаниях она всегда проходила на «открытом воздухе» и никогда – в пещере.

Всё это позволяет рассматривать этот вариант мифа о гигантомахии как чисто локальной, боспорский.

Несмотря на краткость изложения Боспорского варианта мифа о гигантомахии, в нём имеется несколько важных информационных блоков, помогающих понять его суть и происхождение:

1 Общее указание на место – в Фанагории, где расположено известное святилище Афродиты Апатуры;

2 указание на то конкретное место, где были уничтожены гиганты – в пещере;

3 указание на 2 противоборствующие силы: гиганты с одной стороны и Афродиты и Гераклом – с другой;

4 указание на то, каким образом была достигнута победа над гигантами – путём обмана.

Особое значение имеет указание на Фанагорию - колониальный греческий полис, возникший в середине шестого века до нашей эры, в результате переселения на Таманский полуостров малоазиатских греков. Фанагория была крупнейшим городом Азиатского Боспора. Естественно, что святилище Афродиты Апатуры в нём имело особое значение, свидетельством чего является и упоминание его в труде Страбона: « в Фанагории есть известное святилище Афродиты Апатурос»

Две из найденных в Фанагории надписей сообщают о воздвигнутых в царствование Пересада 1 статуях в честь богини Афродиты Небесной.

Культ Афродиты засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

Культ Афродиты на Боспоре обладал определёнными особенностями. Для понимания характера культа важны эпиклезы, которые прилагались к имени богини. Можно отметить несколько эпиклез Афродиты на Боспоре:

1 Просто Афродита, без каких-либо дополнительных определений;

2 Афродита Навархида;

3 Афродита Урания, Апатуриада;

4 Афродита Урания, владычица Апатура;

5 Афродита Урания.

Можно предполагать, что Афродита Навархида имела отдельный культ и особое значение как богиня, специально покровительствовавшая морякам.

Существование этого культа зафиксировано на Боспоре только для относительно позднего времени (начиная со второй половины 1 века до нашей эры)

«Популярность культа Афродиты в Боспорском царстве объясняется, тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления природы, встретились с существовавшим у местного место-сидского и скифо-сарматского населения аналогичным культом женской богини».

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Мифы и время
Глава “Время может быть укрощено” в исследовании Элиаде посвящена анализу взаимосвязи космогонических мифов (или мифов о происхождении) с мифами о конце света с помощью двух различных техник: техники психоанализа (по Фрейду) и техники на ...

Поздний период творчества Врубеля
Необыкновенна плодовитость Врубеля в эту пору жизни, т.е. с 90-го года, когда он переехал в Москву, и до страшного приступа душевной болезни. Врубель, изысканно деликатный, с печатью истинной одухотворенности на лице - Врубель в период р ...

Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу
Современное профессиональное образование рассматривается как система подготовки специалиста, умеющего реализовывать свои потенциальные возможности в постоянно меняющемся мире и темпе жизни. Приобщение подрастающего поколения к различным в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru