Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Космогонические мифы и мифы о происхождении

Статьи » Аспекты мифа » Космогонические мифы и мифы о происхождении

Особое внимание в исследовании Мирчи Элиаде уделено двум разновидностям мифа, полагаемым основными и наиболее существенными. Это космогонические мифы и так называемые мифы обновления.

Космогонические мифы (по определению) содержат информацию о происхождении мира в целом и наиболее глобальны по своей сути и содержанию. Однако, картина мира, обрисованная с помощью одного лишь космогонического мифа, весьма схематична и даже примитивна. Своего рода подвид космогонических мифов, мифы о происхождении дают и обосновывают каждую “новую ситуацию” - новую в том смысле, что она не существовала с самого начала мира (поскольку начало мира – область прерогатив космогонических мифов). Появление чего бы то ни было нового (животного, растения, общественного установления) – само по себе уже предполагает существование мира и описывается именно мифами о происхождении данных объектов. Мифы о происхождении продолжают и делают более полным и завершенным космогонический миф: в сущности, они показывают, как мир был изменен, обогащен или обеднен. Впрочем, на примере приводимых в работе Элиаде мифов о происхождении видно, что зачастую мифы о происхождении начинаются с краткой обрисовки космогонического строения мира.

Основываясь на анализе большого количества космогонических мифов, в своем исследовании Элиаде приходит к прямому и неоспоримому свидетельству относительно функции космогонического мифа в традиционном обществе. Любой такой что миф служит моделью для любого проявления “сотворения”: для рождения ребенка и при военной неудаче, а также при угрозе потери психического равновесия в состоянии меланхолии и отчаяния. Вообще говоря, космогонический миф можно рассматривать как образцовую модель для любого творчества, потому как человек традиционного общества чувствует фундаментальное единство всех видов “творения” или “форм” - биологических, психических или исторических.

Большой интерес представляет взаимосвязь мифов и процесса исцеления, наблюдающаяся в большинстве культур примитивных народов. Как правило, адаптация мифа применительно к процессу исцеления имеет вид ритуальной песни. Большинство таких ритуальных песен начинается с упоминания космогонической системы. В частности, Элиаде приводит следующий пример из работы Д.Ф. Рока “Культ На-Кхи-Нага и связанные с ним обряды”: “В самом начале, во времена, когда небо, солнце, луна, звезды, планеты и земля еще не появились, тогда, когда ничего еще не было…”.

Сами по себе мифы об исцелении также имеют достаточно определенную структуру и в обязательном порядке включают в себя истории происхождения болезни и лекарства. Хорошим примером здесь может служить приводимая Элиаде ритуальная песня из упомянутой уже работы Д.Ф. Рока: “Надо рассказать о происхождении лекарства, иначе вообще не нужно о нем говорить. Во времена, когда появилось небо, звезды, солнце, луна и планеты и когда появилась земля” и т.д., “в эти времена родился Чо-дзе-пер-ду”. Далее следует достаточно развернутый мифологический сюжет, который объясняет происхождение лекарств. Возвращаясь домой после трех лет отсутствия, Чо-дзе-пер-ду находит своих родителей мертвыми. Он решает отправиться на поиски лекарства, которое их воскресит, и идет в страну Заклинателя духов. После бесчисленных приключений он крадет чудодейственные лекарства, но, преследуемый духом, падает на землю и лекарства разливаются, давая жизнь лекарственным растениям.

При широком рассмотрении магических песен, используемых в целях исцеления, можно видеть, что миф о происхождении лекарств является неотъемлемой частью мифа космогонического.

Прочее на сайте:

Архитектура
В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей рели-гией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик. В различных областях империи развивалось крупное монументаль ...

Деликвентная культура
Культура - это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологи ...

О критериях ценности, положенных в основу международных актов
Проблема критериев ценности объектов культурного наследия непосредственно связана с понятиями «памятник» и «охрана памятников». В нач. 1950-х гг. к памятникам относили архитектурные или монументальные сооружения, имеющие историческую или ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru